Вирджил Гриссом (англ. Virgil Ivan „Gus“ Grissom) (3 апреля 1926, Митчелл, штат Индиана — 27 января 1967, Мыс Канаверал, штат Флорида) — американский астронавт. Гриссом совершил второй американский суборбитальный космический полёт.

Биография

Родителями Гриссома были Денис и Сесил Гриссом. У Вирджила было два брата: Норман (Norman) и Ловелл (Lowell) и сестра Вильма (Wilma). Вирджил был самым старшим. Его отец работал на железной дороге. С юных лет Вирджил мечтал стать пилотом. В школе Вирджил интересовался естественными науками: математикой и физикой. Коэффициент интеллекта Гриссома был равен 145. Вирджил был очень спортивным и играл в баскетбол и гандбол.


Ещё в школе, в своем родном городе Митчел, Вирджил познакомился с Бети Мур (Betty Moore), на которой он женился 6 июля 1945 года.
В 1944 году Гриссом поступил в лётную школу ВВС США. После окончания Второй мировой войны, Гриссом поступил в университет Пердью (Purdue University) в штате Индиана. В 1950 году Гриссом получил степень бакалавра.
После окончания университета Гриссом вновь поступи в лётную школу. После окончания лётной школы, он был направлен в Южную Корею. Во время войны в Корее Гриссом летал на самолетах F-86 «Сэйбр». За полгода Гриссом сделал около ста боевых вылетов.
После войны в Корее, Гриссом работал летчиком-инструктором, что по выражению самого Гриссома, было тяжелее, чем воевать в Корее.
В 1957 году Гриссом окончил школу летчиков-испытателей на Военно-воздушной базе Эдвардс (Edwards Air Force Base). Затем Гриссом служил лётчиком-испытателем на Военно-воздушной базе Врайтт-Паттерсон (Wright-Patterson Air Force Base). Гриссом испытывал, в частности, самолеты F-104 «Старфайтер».

Карьера астронавта

Программа «Меркурий»

Среди 110 избранных лучших пилотов Америки, Вирджил Гриссом был приглашен для участия в программе «Меркурий» — первой американской программе пилотируемых космических полётов.


9 апреля 1959 года в первый отряд американских астронавтов были отобраны семь пилотов. Среди выбранных был и Вирджил Гриссом. Эта семерка астронавтав была названа «Меркурий 7» (Mercury-Seven) или «Первая семёрка» (Original-Seven). Вместе с Грисомом в «Первую семёрку» вошли: Скотт Карпентер, Гордон Купер, Джон Гленн, Уолтер Ширра, Алан Шепард и Дональд Слейтон.
Вирджил Гриссом был назначен пилотом корабля «Либерти Белл 7» («Колокол свободы 7», Liberty Bell 7). Колокол в названии корабля связан с его формой, которая напоминала колокол.


Свой суборбитальный полёт на корабле «Либерти Белл 7» (ракета-носитель — «Редстоун» (Redstone)) Вирджил Гриссом совершил 21 июля 1961 года. Во время полета, когда наступила невесомость, Гриссом наблюдал в кабине корабля летающие болты и инструменты, которые были оставлены забывчивыми техниками. Торможение и спуск в атмосферу сопровождались перегрузками в 10g. «Либерти Белл 7» приводнился в Атлантическом океане.
После приводнения корабль «Либерти Белл 7» был зацеплен спасательным вертолетом. После того как корабль был бы приподнят из воды, Гриссом должен был активировать пиропатроны, которые открывали выходной люк. Однако, пиропатроны сработали раньше времени, и люк открылся, когда корабль был ещё в воде. Кабина корабля быстро наполнилась водой, и стала слишком тяжелой для вертолета. Пришлось обрубить трос, на котором висел корабль. Корабль «Либерти Белл 7» затонул. Вирджил Гриссом успел выбраться из корабля, и был поднят на борт подоспевшего второго спасательного вертолета, который доставил астронавта на авианосец.
В 1999 году корабль «Либерти Белл 7» был найден и поднят со дна Атлантики. Поисками корабля занимался Курт Ньюпорт (Curt Newport). Это была очень дорогая и уникальная операция. Корабль был поднят с глубины 6000 метров. Это было почти невероятно — найти такой маленький корабль на такой большой глубине.

Программа «Джемини»

После суборбитального полета на «Либерти Белл 7», Вирджил Гриссом начал подготовку к космическим полётам на новом американском корабле по программе «Джемини». В первый экипаж, для первого пилотируемого полёта двухместного космического корабля «Джемини 3» были назначены Алан Шепард (командир экипажа) и Томас Стаффорд (пилот). Гриссом был назначен дублером Шепарда. Однако, когда Шеппард заболел, Гриссом был назначен командиром основного экипажа, а пилотом — Джон Янг.
Вирджил Гриссом назвал корабль «Джимини 3» — «Молли Браун». Это имя было взято из популярного в то время мюзикла, шедшего на Бродвее, «Непотопляемая Молли Браун» (The Unsinkable Molly Brown). Таким образом Гриссом пытался перебороть психологическую травму, полученную им после того как затонул его первый корабль «Либерти Белл 7».
23 марта 1965 года корабль «Джемини 3» с двумя астронавтами на борту был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем «Титан II». Это был первый пилотируемый полёт по программе «Джемини». Основным заданием астронавтов было: испытание самого корабля и его систем управления.
«Джемини 3» совершил три оборота вокруг Земли и успешно приводнился в Атлантическом океане. Продолжительность полёта составила 4 часа 52 минуты и 31 секунды.
Из-за ошибок при расчете сопротивления воздуха при торможении в атмосфере, корабль приводнился в 84 км от расчетной точки. Только через 30 минут спасательный вертолет приблизился к приводнившемуся «Джемини 3». За это время астронавтов так укачало на океанских волнах, что они ощутили приступы морской болезни.
Вирджил Гриссом вместе с Джоном Янгом были дублерами экипажа «Джемини 6».

Программа «Аполлон»

Гриссом продолжил свою карьеру астронавта и включился в подготовку к космическим полётам по программе «Аполлон», которая предусматривала высадку на Луну.


Полёт корабля «Аполлон 1» должен был состояться весной 1967 года. Подготовка корабля к полёту сопровождалась многочисленными проблемами. Корабль имел множество недостатков, так как создавался в спешке.
27 января 1967 года на мысе Канаверал проводилась одна из очередных тренировок. Экипаж в полном составе: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи, находился в кабине корабля. Вероятно, в результате короткого замыкания в одной из электрических цепей образовалась искра, которая вызвала пожар в кабине корабля. Атмосфера внутри кабины корабля состояла из чистого кислорода. Поэтому огонь мгновенно охватил всю кабину. Из-за повышенного давления внутри кабины, было невозможно быстро открыть люк. Все трое астронавтов погибли в огне. По иронии судьбы, люк в кабине корабля «Аполлон» был сконструирован так, что бы не повторилось то, что случилось с кораблем «Либерти Белл 7».
Вирджил Гриссом был похоронен на Арлингтонском кладбище.
За свою жизнь Гриссом имел 4600 часов налета на различных самолетах, в том числе 3500 часов на реактивных самолетах.

Версии пожара


Старший сын Вирджила Гриссома, Скотт Гриссом, который сам является профессиональным летчиком, высказывал предположения, что пожар в кабине «Аполлона 1» был актом саботажа. Он считает, что этим пожаром агенты КГБ пытались помешать выполнению программы «Аполлон», чтобы обеспечить преимущество для СССР в лунной гонке.
Все документы относящиеся к пожару до сих пор не открыты. Был опубликован только отчет официальной комиссии, которой руководили Флойд Томпсон (Floyd Thompson) и Фрэнк Борман (Frank Borman). Уже в то время независимость комиссии ставилась под сомнение, так как из девяти членов комиссии – шесть были служащими НАСА.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *