Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Космический корабль «Аполлон-1»

Космический корабль «Аполлон-1»


Космический корабль «Аполлон-1»

27 января 1967 г. в ходе наземных испытаний загорелся корабль «Аполлон-1». В огне погибли астронавты Верджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чэффи.
Программа полета корабля «Аполлон-1» длительностью 14 суток предусматривала испытание командного модуля на орбите Земли и сближение с пилотируемым космическим кораблем «Джемини-12», отработку операций по маневрированию и сближению космических аппаратов. Полет пилотируемого корабля «Аполлон-2» с программой медицинских экспериментов и длительностью также 14 суток был запланирован на середину 1967 года. 21 марта 1966 года были официально объявлены экипажи для полета корабля «Аполлон-1» (командный модуль N 012). Основной экипаж Гриссом, Уайт, Чаффи; дублирующий МакДивитт, Скотт, Швейкарт. Приближался старт корабля «Аполлон-1», намеченный на март 1967 года. Ракетный носитель с кораблем находился на стартовой площадке №34 космодрома имени Кеннеди, на мысе Канаверал, штат Флорида. Проводились заключительные наземные тренировки экипажей и персонала космодрома. В декабре 1966 года известная предсказательница Джейн ошеломила мир новым пророчеством, предупредив Джин Стаут, жену начальника Отдела по управлению пилотируемыми космическими полетами, что астронавтам, которые готовятся к полету на Луну, грозит гибель. Вот что она сказала о своем видении «На полу ракеты лежит что-то странное — тонкое, вроде фольги. Если на нее упадет инструмент или кто-то наступит каблуком, быть беде. Под полом я вижу клубок спутанных проводов. Астронавтам грозит гибель. Я чувствую, как их души покидают горящую капсулу в клубах дыма...» Увы, предсказание на этот раз оказалось точным. 27 января 1967 года американский экипаж, который готовился совершить первый пилотируемый полет по программе «Аполлон», проводил тренировку в Центре космических полетов имени Дж. Кеннеди. В тот день на пусковом столе стояла ракета «Сатурн-1Б» с основным блоком «Аполлона». Три астронавта - Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи - находились в головной части ракеты-носителя «Сатурн», в пилотируемом отсеке. Отсек этот - довольно просторное помещение, в котором свободно размещаются три человека один может работать, второй заниматься личными делами, третий - спать. Ничто не предвещало беду, ситуация, что называется, «штатная». Ракета «Сатурн» стояла на стартовой позиции №34; не была заправлена топливом, поскольку испытания - тренировочные. Пиротехнические устройства ракеты были либо еще не установлены, либо не включены. Таким образом, не было причин для какого-либо беспокойства. Огонь в обитаемом отсеке вспыхнул внезапно и стал полной неожиданностью для самих астронавтов и устроителей испытания. Пожар, начавшийся в 18.31, бушевал всего 15 секунд, воспламенив внутреннюю обшивку корабля, после чего его погасили. Последнее, что слышали радиооператоры в Центре управления, - предсмертный крик самого молодого из членов экипажа, 31-летнего Роджера Чаффи «Мы горим! Вытащите нас отсюда!» А через четырнадцать секунд из лопнувшей от пожара кабины «Аполлона» повалил дым. В густом дыму горящего пластика астронавты задохнулись прежде, чем успели открыть люк. Но этих мгновений хватило, чтобы все три космонавта заживо сгорели.
Короткий, но жестокий пожар, - для спасения их не хватило всего нескольких секунд! В довершение всего, их и вытащили из обгоревшего космического корабля не сразу на открытие входного люка потребовалось еще 90 секунд. Вот такой жесткий счет на время в этой трагедии. Срочно создали комиссию, которая шаг за шагом восстановила подробности катастрофы. Причина пожара установлена лишь предположительно. Наиболее вероятная - короткое замыкание в электропроводке космического корабля. В кабине корабля находились временные электрические провода, и никто не заметил, что у них, видимо, входным люком, повреждена изоляция кто-то из служащих забыл в кабине гаечный ключ.
При изготовлении корабля широко использовались легковоспламеняющиеся материалы - непростительная ошибка конструкторов. Ко всем этим случайностям добавилась последняя, роковая кто-то из астронавтов положил ключ на оголенные провода - короткое замыкание, и от электрической искры в чисто кислородной атмосфере моментально вспыхнуло все, что могло гореть.
Предпосылка для трагедии была чисто технического, концептуального плана. В отличие от советских космических кораблей, в которых использовали обычную атмосферу для дыхания, как на Земле, в американских космических кораблях атмосфера была чисто кислородной. Это имело некоторые преимущества (например, возможность снизить давление и т.д.), но обернулось непоправимой катастрофой.
Короткое замыкание проводов под креслом Чаффи в атмосфере из чистого кислорода мгновенно переросло в бушующее пламя. Погибли астронавты: подполковник ВВС Эдвард Уайт (род. 14 ноября 1930 года, первый астронавт США, вышел в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» в 1965 году); полковник ВВС Вирджил Иван Гриссом (род. 3 апреля 1926 года, совершил полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», в июле 1961 года стал вторым американцем, побывавшим в космосе, а в марте 1965 года - первым человеком, совершившим второй полет на околоземную орбиту); капитан-лейтенант ВМС Роджер Брюс Чаффи (род. 15 февраля 1935 года, готовился к своему первому полету). Это были первые жертвы американской космической программы.